Пост-печатная обработка
Самые распространенные методы пост-печатной обработки перечислены в Таблице 2.3. Во всех методах очень важно оценить, как изменятся итоговые размеры детали в случае применения пост-печатной обработки (например, как шлифовка повлияет на сборку деталей, если необходимо плотное соединение.)
Таблица 2.1 – Сводная таблица размерной точности для FFF-печати
Параметр | Описание |
Допуск размеров | ±0,5% (нижнее ограничение составляет ±0,5 мм). Наиболее точных размеров удается достичь по оси Z. |
Стягивание /коробление | Термопластики, которые требую более высоких температур печати больше подвержены такому риску. Процесс стягивания тяжело предсказать, ведь все зависит от конструкции, поэтому невозможно дать никаких особых рекомендаций. |
Требования к опоре | Необходимо достигать точных размеров детали. Опора необходима для отвесов с углом наклона менее 450 и мостов длиннее 20 мм. |
Таблица 2.2 – Основные материалы для FFF-печати
Материал | Основные бренды | Характеристики |
ABS | eSun | - Хорошие механические свойства |
PLA | ColorFabb (PLA/PHA) | - Наиболее распространенный пластики в 3D-печати |
Нейлон (PA) | Stratasys | - Подходят для печати готовых к применению деталей |
PETG | ColorFabb (XT) | - Высокое химическое и ударное Сопротивление |
TPU | Ninjaflex | - Гибкие детали, напоминающие резину |
PEI | Stratasys (ULTEM) | - Превосходное соотношение прочности к весу |
Таблица 2.3 – Основные виды пост-печатной обработки при FFF-печати | ||
Тип | Пост-печатный процесс | Описание |
Обязательный | Удаление опоры | Если конструкция требует опоры, ее необходимо удалить после печати. Опору или отрезают, или отламывают. Как правило, поверхность контакта требует шлифовки, если необходима гладкая поверхность. В случае двойной экструзии опора растворяется без потери качества поверхности. |
Полировка поверхности | Шлифовка | Материалы для FFF-печати поддаются шлифовке. Рекомендуется легкая обработка мелкозернистой наждачной бумагой (600 или более), так как некоторые детали FFF довольно мягкие. |
Заполнение пробелов | Заполнение трещин является неплохим решением для достижения гладкой однородной поверхности у FFF-деталей. Для больших объемов используется автоматическое устройство для заполнения трещин. После схватывания поверхность шлифуется. | |
Соединение | Холодная сварка | Основным методом технологии ABS для соединения двух частей является холодная сварка. Для сплавления двух деталей используют ацетон, действие которого создает очень прочное соединение. Это решение довольно популярно для конструкций, которые разбиваются на несколько частей по причине ограничений объема. Место соединения подвергается шлифовке. |
Эстетика | Полировка | После шлифовки поверхность подвергается воздействию полировочного соединения. Это метод может не подходить для деталей с мелкими элементами конструкции. |
Покрытие и покраска | Покрытие и покраска является самым распространенным методом пост-печатной обработки в FFF-печати. Также, как и при полировке, чем лучше подготовлена поверхность под покраску, тем лучше она будет выглядеть после нее. Обработка наждачной бумагой с зерном 600 дает необходимое качество поверхности. Праймер (при необходимости) наносится перед покраской в два слоя. Для покраски подойдет обычная краска в форме спрея, при правильном применении в несколько тонких слоев она обеспечит гладкое покрытие. | |
Нанесение металла | Детали также покрывают проводящим слоем, а затем выполняют обычное металлизированное покрытие. | |
Сглаживание паром | Сглаживание паром – это техника пост-печатной обработки, которая обычно ассоциируется с деталями, напечатанными методом ABS. Детали помещают в камеру и обрабатывают парами ацетона в течение непродолжительного времени. Пары растворяют внешний слой поверхности и образуют гладкую полированную поверхность. В зависимости от степени сглаживания этот процесс может привести к некоторому уменьшению размеров детали (Рисунок 2.14). | |
Покрытие эпоксидной смолой | Покрытие эпоксидной смолой дает деталям, напечатанным методом FFF, крепкое и гладкое покрытие. Двухкомпонентные эпоксидные смолы используется чаще всего. Также, как и для других покрытий, необходима предварительная шлифовка. Затем наносится эпоксидная смола в несколько тонких слоев до достижения необходимой толщины. |